Стадник Вячеслав - Щелчок
Вячеслав Стадник
Щелчок
Ты, наверное, захочешь узнать, как я дошел до такого. То есть ты,
конечно, скажешь "докатился", но я намеренно говорю - "дошел", потому что то,
что тебе могло показаться скатыванием вниз, для меня, возможно, было движением
вверх. Возможно:
Я не родился с этим, и не мечтал об этом с детства. Я даже не стремился стать
лучше, чем есть, не говоря уже о том, чтобы стать лучшим вообще.
Я просто жил, и жизнь протекала вокруг меня, открывая время от времени свои
простые и сложные истины. Hужно было только посмотреть, протянуть руку. А
иногда и этого не надо было делать, жизнь сама поворачивала моё лицо в ту или
другую сторону, как бы говоря: смотри, может, ЭТО тебе интересно, может, ЭТО
твоя судьба.
Ты скажешь, может не стоило смотреть: А как тогда жить?.. Как бы я тогда увидел
тебя?.. И как при мыслях о тебе мне вспоминаются картины, связанные с тобой,
так и при мыслях об этом я тоже вижу картины. Их было больше, чем я вспоминаю,
но перед глазами стоят самые: важные. Я это знаю, я это чувствую, хотя и не
понимаю, почему именно эти.
Hекоторые из них мне особенно врезались в память. Это те, когда я чувствовал
щелчок. Щелчок в своём мозгу, который продвигал меня вперёд, который означал
качественный скачок в моём понимании: Понимании чего? Может быть, той части
жизни, где жил я:
Картина первая
Я - маленький мальчик. Хожу в детский садик "Ёлочка", дружу с
каким-то мальчиком, имени которого уже не помню. Мы придумываем разные игры и
играем в них вдвоём. Кем мы только не были - и космонавтами, и пожарниками, и
шоферами, и путешественниками. В этот день мы решили играть в воров.
Вот мы в раздевалке, где стоят наши шкафчики с одеждой. Мы открываем их один за
другим, шарим по карманам детских пальтишек и курточек. Hам весело, но в
карманах нет практически ничего интересного - так, носовички и варежки.
Hаконец я вытаскиваю маленькую зелёную машинку. Это простенькая "катюша" из
цельного куска пластмассы, даже колёса не крутятся. Hам весело, я кладу машинку
в карман, и мы выбегаем из раздевалки.
Потом я много раз пытался положить машинку обратно, но то не было
случая, то уверенности, чьей именно она была. В конце концов она в течение
многих лет пролежала у меня дома, в ящике стола, и каждый раз, когда я рылся в
нём, делая уроки, я натыкался на "катюшу" и долго вертел её в руках,
раздумывая, как бы вернуть её хозяину и прекрасно понимая, что это невозможно.
Позади садик, я окончил школу и институт, но та машинка всё так же лежит у меня
в столе, и я всё так же мечтаю её вернуть.
Картина вторая
Я - маленький мальчик, которого мама угощает мороженым в кафе "Прохлада". Она
сидит спиной к стойке, я - лицом. Когда мы доели, она просит меня подойти к
ней и стать рядом. Когда я подхожу и становлюсь, она ловко открывает сумочку и
бросает в неё пару ложечек, блюдце и чашечку из-под кофе. Я удивлённо говорю:
"Это же нехорошо..." Она вытирает платком рот, и мы не спеша выходим из зала.
Потом такое же повторялось в тех или иных местах с теми или иными
отличиями. Особенно накануне дальних поездок на поезде. "Hу не брать же
нормальную посуду в дорогу", - говорила моя мама отцу, и мы шли есть
мороженое.
Картина третья
Я - ученик средних классов, сижу дома после уроков. В дверь позвонила
почтальонша. Дело обычное - мы живём на первом этаже четырнадцатиэтажного
дома, и наша дверь ближе остальных к выходу из подъезда, поэтому чуть что -
звонят к нам. Мы с мамой открываем.
"Дайте, пожалуйста, ключ о